«Черные дыры» российских дорог

8 октября в Новосибирске Владимир Путин провел заседание президиума
Госсовета по вопросам совершенствования сети автодорог.

Больная для России тема. Даже в Башкортостане, сравнительно со многими регионами благополучном по части дорог, она, как говорится, назрела и перезрела. Пока эта проблема не будет разрешена, стране не стоит надеяться на экономический подъем, благополучие в социальных и даже политических сферах.

Крепкое хозяйское словцо

И вот свершилось. Президент лично, на всю страну, с высокой трибуны Госсовета высказал все, что он думает по этому поводу.

Отметив, что в сфере дорожного хозяйства сделано уже немало, что развитию этой отрасли уделяется постоянное внимание на федеральном и региональном уровнях, перечислив достижения и успехи, Владимир Путин, тем не менее, признал, что она «по-прежнему остается трудным, проблемным вопросом». И отдельно остановился на тех направлениях, которые, на его взгляд, требуют особого внимания.

«Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей»

Это цитата. Именно так президент выразился, рассказывая о проблемах дорожного строительства. Что он имел в виду?

Прежде всего, соотношение цены и качества. Государство вкладывает в строительство и реконструкцию дорог сотни миллиардов рублей, но «отдача от этих вложений малоэффективна». Путин отметил, что выделенные средства исчезают в «так называемых «черных дырах» и призвал принять меры для повышения достоверности и точности сметной документации дорожных работ.

Владимир Владимирович привлек внимание рабочей группы к «проблеме спекуляции, затягивания передачи участков при выделении земли под строительство автомобильных дорог, а также и к обоснованности ее выкупа».

Президент удивился, что дорожники ориентируются на нормы тридцатилетней давности. Внедрение инновационных решений упирается в бюрократические стены. «Это странно даже, просто странно: технологии есть, материалы есть, а по бюрократическим соображениям их до сих пор невозможно использовать. Даже удивительно просто, косность какая-то».

Особым пунктом в выступлении Путина был отмечен «необоснованный рост на так называемые инертные дорожно-строительные материалы, проще говоря – гравий, песок, щебень и так далее». Строительство или реконструкция дороги только планируется, а все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, уже скуплены, и в период строительства их владельцы диктуют монопольно высокие цены.

«Надо еще в каждом конкретном случае проверять, с кем аффилированы эти предприниматели». И привел цифры - за последние пять лет рост цен на щебень составил 46 процентов, на песок – 79,7процента. А при перевозке в соседний район цена может вырасти до 90 процентов! «Это что такое, это что, инфляция, что ли, у нас такая, о чем мы говорим вообще?»

Об этом же на заседании сказал и президент Татарстана Рустам Минниханов. По его мнению, в Федеральный закон «О недрах» необходимо внести изменения. При выполнении дорожных работ для государственных и муниципальных нужд разработка участков для грунтовых резервов и притрассовых карьеров должна вестись в упрощенном порядке. Кроме того, следует разрешить использование земельных участков без проведения аукционов на правах аренды, полученной на период работы.

За морем телушка полушка, да рубль перевоз

Поправки в Федеральный закон «О недрах» необходимы давно. Под этим подпишутся все дорожно-строительные компании.

Посудите сами – после торгов фирма, получившая заказ и проектно-сметную документацию, обнаруживает, что притрассовые карьеры уже за кем-то закреплены. И за грунт нужно платить. В масштабах строительства сумма зашкаливает.

Государственная земля, с которой можно возить грунт, на таком расстоянии от будущей дороги, что перевоз материала также влетает в копеечку. Кроме всего прочего, получение лицензии на использование этого участка под карьер неоправданно растянуто государственными структурами аж на девять месяцев.

А сроки поджимают. А заказчик торопит. К тому же, фирмой заложено имущество под безотзывную банковскую гарантию исполнения заказа.

Подрядчик, дожидаясь лицензии, на свой страх и риск разрабатывает карьер и получает вместо нее огромный штраф за безлицензионную деятельность. Информация об этом в деловых и финансовых кругах распространяется мгновенно. С фирмой, попавшей единожды под банковские санкции, не будет работать ни один банк-кредитор. Для компании это гибель.

Нужно учесть, что в смете дороги нет стоимости грунта, которым строители отсыпают будущее дорожное полотно. Значит, цена грунта оплачивается подрядчиком из собственного кармана или заранее плюсуется проектировщиками к сметной стоимости гравия, щебня и песка. Вот и удорожание - минимум на 50 миллионов рублей!

С места в карьер!

Эти проблемы можно решить только на государственном уровне. Для этого необходимо внести изменения в Федеральный закон «О недрах», о чем и говорили докладчики. Если сжать сроки выставления земельных участков на торги и ускорить процесс получения лицензии, сроки строительства сократятся, как и стоимость будущей дороги. Да и финансовые и репутационные риски строителей будут минимизированы.

Можно и совсем избавить их от этой головной боли, если разрешить безлицензионную разработку карьеров. И, чтобы уж наверняка, обязать заказчика еще на стадии планирования дороги оформлять лицензии на разработку карьеров на себя «для собственных нужд». Тогда и волки будут сыты, и овцы целы.

Что называется «на местах» такие инциденты уже случались. Алтайский губернатор волевым решением принял подзаконный акт, разрешающий предоставление участков недр местного значения для разработки притрассовых карьеров на бесконкурсной основе. Дорожники выбирают пятиметровый, как положено грунт, а по окончании работ рекультивируют землю и сдают ее обратно государству практически в первозданном виде.

СниПы и ГОСТы устарели

И напоследок. Да, верно заметил Владимир Владимирович Путин – нормы тридцатилетней давности, принятые Госстроем требуют незамедлительного пересмотра.

Приведу лишь один пример – печально и широко известную историю с неудачным асфальтным покрытием 30-километрового участка трассы «Уфа-Аэропорт». Новенькая дорога вдруг дала заметную колею. Строители клялись, что все нормы были соблюдены неукоснительно, но факт был налицо – колея. Были применены санкции, участок дороги переделан заново за счет виновников, которые, отчаявшись найти правду, обратились за экспертным заключением в Российский дорожно-исследовательский институт ФГБУ «РОСДОРНИИ».

Нужно сказать, что этот научно-исследовательский институт в масштабах страны является высшим судом в подобных спорах и его решение оспариванию не подлежит. Так вот, по заключению РОСДОРНИИ, кубовидный щебень, примененный в строительстве этого участка дороги, содержал включения серпентинита – которым богат щебень карьера «Ураласбест», откуда он был завезен.

Всем СНиПам и ГОСТам этот материал соответствовал, а современным требованиям по износостойкости и нагрузке – нет. Получается, что виноваты не строители, добросовестно выполнившие работу, а «косность» и «бюрократические стены», как верно заметил наш президент.

Автор: Татьяна Чанышева

Новости

Объекты

Статьи